1. Сотрудничество с постоянным клиентом (или их небольшим количеством). Это огромное преимущество перед другими видами бизнеса. Тут деловые отношения начинают выстраиваться сразу, имея при этом долгосрочную перспективу. Если доверительные отношения с клиентом будут выстроены сразу, Вы получите возможность на протяжении долгого периода времени получать хороший заработок, так как аренда офиса в Новосибирске будет оплачиваться Вашим клиентом в положенный срок. Однако, выстроить хорошие доверительные отношения с клиентом-арендатором это целая наука, которая граничит с искусством. И это именно то, что является главным отличием арендного бизнеса от обычно сдачи помещений в аренду.
2. Пассивные денежные потоки. Это как в известной рекламе «мы ничего не делаем, а деньги идут». Данный вид бизнеса можно сравнить с личным пенсионным фондом, а также страхованием своей жизни в одном флаконе. Собственный пенсионный фонд, абсолютно независимый от наличия денежных средств у правительства. Помимо этого, в отличии от настоящего пенсионного фонда, здесь не надо ожидать времени, когда действительно наступит пенсионный возраст, чтобы начать жить на полную. Арендный бизнес это долгосрочная страховка, с помощью которой Вы запросто сможете прокормить семью, если случится такое, что Вы останетесь без своего основного дохода (бизнес прогорит, уволят с работы или потеряете трудоспособность). Также семья сможет жить на эти деньги когда Вас не станет. И если сравнивать эту долгосрочную страховку с «традиционным» страхованием жизни — деньги Ваша семья будет получать не одноразово, а регулярно. Также этот бизнес Вы сможете передать кому-то из родственников по наследству.
3. Максимально простой аутсорсинг технического сопровождения. Чаще всего, при каких-нибудь технических поломках нужно лишь предоставить детальную инструкцию, при какой ситуации, по какому номеру нужно звонить. Если вышла из строя сантехника — звонить управляющей компании, что-то с электричеством — звонить электрику (если вызвать аварийную службу можно сэкономить и не платить за ремонт, но все же лучше вызвать своего электрика, так как он там точно ничего не «нахимичит».).
Если Вы владеете достаточно крупными объектами (бизнес-центры Новосибирска, складские комплексы и др), тогда нужно создать управляющую компанию. Данным вопросом в компании должен заниматься главный инженер, держащий на аутсорсинге весь перечень дополнительных услуг. Ему необходимо лишь вести контроль за адекватностью стоимости работ и их качественным выполнением. Также все можно передать в руки какой-нибудь управляющей компании с хорошим опытом, однако, здесь уже нужно ориентироваться на предложения на рынке (не везде можно найти хорошую управляющую компанию, к тому же это не дешевое удовольствие).
4. Использование минимальных усилий/финансовых средств для ведения бизнеса. Если проводить сравнение арендного бизнеса с другими его видами, то здесь существует определенное количество преимуществ, которые дают возможность к минимуму свести финансовые затраты и время. Особенно, если бизнесмен владеет необходимыми инструментами:
• выстраивание коммуникационной системы с существующими клиентами (социальные сети, маркетинг, email и др);
• создание программы повышающей интерес у потенциальных клиентов (email маркетинг, CRM система и пр);
• разработка системы по привлечению арендаторов (наличие специальных площадок в сети, свои сайты, реклама в соцсетях и поисковых системах);
• наличие других инструментов и систем, которые помогут сэкономить время без потери качества предоставляемых услуг.
Не стоит делать выводы, что после того, как Вами была совершена покупка офиса в Новосибирске (или офисного центра) и Вы начали сдавать его в аренду — бизнесом можно практически не заниматься и он сам будет приносить деньги. Не мало собственников, которые лишь сдавали помещение, сегодня чувствуют себя не очень комфортно в данной роли.
Еще 10 лет назад можно было лишь выбрать какого-то арендатора из очереди, составить с ним арендный договор и предоставить ему р/с, на который нужно отправлять денежные средства. Сегодня уже все работает не так. Однако, те собственники недвижимости, которые по-максимуму приблизились к концепции данного бизнеса, чувствуют себя абсолютно уверенными получая огромные доходы с каждого квадратного метра.
5. Возможность уехать на проживание в другую страну или город. Многие люди, в собственности которых находятся офисные центры Новосибирска, уехали на проживание в другие страны. Некоторым нравится Европа, а другим Азия. Если арендный бизнес организовать по-правильному, это даст возможность переехать в другую страну. Учитывая то, что заработок на сдаче коммерческой недвижимости гораздо больше, чем на сдаче жилой, бизнесмены могут без проблем нанять управляющего, который будет все контролировать и отправлять деньги владельцам.
6. Минимальные налоговые риски. В данный вид бизнеса вложены капиталы очень большого количества влиятельных и очень богатых людей нашей страны (да и всего мира). Из-за этого арендный бизнес в последнюю очередь заденет повышение налогов. Не имеется ввиду изменение начисления налогов, здесь основной удар будет направлен на старый фонд недвижимости коммерческого назначения.
Тут история другая — все влиятельные и богатые люди на своей территории возвели новые здания и оплачивают за это налоги. Но старый фонд уменьшив налоги, имеет возможность понижать арендные ставки. Однако, для Вас изменения в налогообложении не играют никакой роли, так как приобретая новые объекты, Вам все равно придется заплатить за них по рыночной стоимости.
7. Независимость от инфляции в стране. Тот кто владеет коммерческой недвижимостью — защищен от любых дефицитов бюджета, инфляций и деноминаций. Чтобы не случилось, Вы имеете актив, который каждый месяц будет приносить Вам стабильный доход.
Вывод: в арендном бизнесе есть очень много преимуществ, если сравнивать его с другими типами бизнеса. Однако, не стоит бросать все и спешить приобретать первую попавшуюся коммерческую недвижимость. Всегда необходимо помнить, что это тоже бизнес.
Вернуться к списку "Советы экспертов"